А. Мухамедиулы: Я хочу заниматься тем, что приносит мне радость
11 Октября 2016 8304 Мухамедиулы, обвинения, домогательство
Мухамедиулы знает, что многие в творческой среде его поддерживают. Ситуация в Интернете – иная, в курсе министр. Он пытался было выйти в соцсети, но, найдя там множество фейковых Арыстанбеков Мухамедиулы, закрыл аккаунты. Интервью по поводу своей репутации в Сети Арыстанбек Мухамедиулы дал корреспонденту Today.kz.
- Недавно снова режиссер обвинил функционера в корыстных намерениях. Разобрались ли в министерстве в обстоятельствах дела?
- Адильхан Ержанов дал исчерпывающий ответ: это был всплеск эмоций. Еще раз заверяю, что оснований для переживаний за свой проект у него не было. Существует четко регламентированная процедура: сначала осуществляется предоплата на подготовку к съемкам, а уже с их началом выделяется остальная часть. Каждый бюджетный тиын на особом контроле – что в минфине, что в парламенте, что в министерстве культуры и спорта. Самовольное распоряжение деньгами отдельными руководителями или сотрудниками ведомств абсолютно исключено.
- Во время нашей беседы Вы сказали, что приносить извинения - это сильный поступок. Готовы ли Вы совершить его по отношению к Талгаду Жанибекову?
- Вы помните, что сначала я обратился в суд по гражданским делам. Но позднее, после очной ставки, где Талгад Жанибеков сообщил, что никто не вымогал у него денег, я отозвал иск. Но он на этом не успокоился, дальше к делу подключился Тунгышбай Жаманкулов. Чтобы остановить этот беспредел, я подал в суд по уголовным делам. Пусть суд разберется.
Я тоже совершаю ошибки и за них публично приношу извинения. А когда человек не прав, не может остановиться и переходит все границы, то я вынужден принимать какие-то меры.
- С чего началась история "Феникса"?
- Об этой картине мне рассказал Талгат Мусабаев. Я обрадовался, что, наконец, снимут казахстанский фильм о космосе – нам есть чем гордиться. Принял режиссера Талгада Жанибекова, познакомились, и при второй встречи он сообщил, что нашел компанию, готовую софинансировать проект. "Какой молодец! – говорю. - За неделю нашел". Жанибеков сказал, что уже нужны деньги. Изначально была договоренность о том, что "Казахфильм" направит три миллиона долларов, столько же – российская компания "Алдамиса Рус", которую нам представили как филиал голливудской студии "Aldamisa Entertainment". Деньги планировалось перечислить на счет фирмы "Туран" Тунгышбая Жаманкулова, продюсера картины. Позднее стало известно, что "Алдамиса Рус" вместо денег якобы предоставит оборудование на время съемок в Москве и что сумму следует направить именно этой компании. Мы все международные договоры регистрируем в министерстве финансов, но по этому проекту нам было отказано в регистрации.
Более того, выяснилось, что российская компания была открыта с уставным капиталом в 10 тысяч рублей за две недели до указанных событий, а по адресу ее регистрации находятся склады. В "Казахфильме" тогда написали письмо американской студии, чтобы удостовериться в ее связи с московской фирмой. Был получен ответ с липовой, как выяснили эксперты, подписью. По словам специалистов, она была сканирована и вставлена в документ. После чего пришлось побеспокоить американского посла. В дипмиссии ответили, что "факт взаимоотношений между компаниями не удалось подтвердить". Три миллиона долларов! Извините, это же, мягко говоря, международная афера.
А шумят, мол, министр-злодей завалил картину, которой был обеспечен мировой прокат.
- На какой стадии сейчас съемочный процесс, Вам известно?
- Снят тизер. Его качество и контент оценили эксперты по запросу органов госдоходов. По их словам, компьютерная графика далека от совершенства, а сюжеты взяты из других фильмов. Финконтроль выявил нарушения, документы не в порядке. Съемочную группу "Феникса" можно понять. Почему она громко высказывается? Потому что нарушения чреваты скандалом уже для них. Чтобы не дошло до него, звучат требования о моей отставке. Меня критикуют, так как я говорю правду. Смело заявляю: буду останавливать этот беспредел.
- Какие страсти кипят в творческой среде…
- Интересная среда, я в ней вырос. С семи лет обучался в специальной музыкальной школе, прошел путь, что называется, с оркестровой ямы до кабинета министра - знаю вопросы сферы культуры изнутри, являюсь доктором искусствоведения. Относительно моей деятельности на посту министра могу уверенно сказать, что она носит созидательный характер. Вы наверняка читали статьи Дулата Исабекова и других деятелей с их отзывами обо мне. Я всегда чувствую их поддержку, мы же творческие люди, постоянно общаемся и уважаем друг друга.
- Вне творческой среды - другая атмосфера. И в той иной реальности немало Ваших оппонентов.
- Отдельные проявления недовольства всегда есть. Их надо воспринимать спокойно. Я убежден, что нет необходимости нравиться всем. Быть "удобным" для всех – самая плохая черта руководителя. Еще опаснее быть равнодушным. Наверное, можно было оставить все как есть... Да, мне сообщают о негативе в социальных сетях, это одна из причин нашей сегодняшней встречи.
- Художественные советы, внедренные с Вашим приходом в министерство, - один из способов построить правильную идеологию?
- Я изучаю философию, в том числе своего народа, и осознаю значимость вопросов идеологии. Они очень тонкие и хрупкие. Существует опасность культурного сепаратизма. Каждый регион Казахстана имеет свои особенности – Сырдың ән мектебі, Жетісудың ән мектебі… Идет своего рода отторжение "чуждого". Почему нужен худсовет? Много примеров, когда в региональных театрах ставят спектакли их директоров или только местных авторов, восхваляющих тот жуз, который преобладает в области. Когда я был ректором академии искусств, направлял молодых талантов в регионы. Они через год возвращались: "Аға, какой там Ауэзов, какой там Шекспир! Мы только батыров играли, выступали на праздновании Наурыза и открытии памятников".
У художественного совета нет карательных функций. Он рекомендует ставить больше спектаклей классиков. Пожалуйста, пусть будут и местные постановки.. Полезна практика "обмена репертуаром" - пусть в других областях знают произведения авторов из иных регионов страны. В худсовете состоят такие мэтры, как Асанали Ашимов, Мырзатай Жолдасбеков и руководители всех ведущих театров.
- И никто не указывает на конкретные произведения?
- Если Вы имеете в виду "удобные" власти спектакли, то нет. Никто не требует ничего подобного. Худсовет делает акцент на классике, на высокохудожественных отечественных произведениях. Кроме того, нововведение оказалось полезно еще и в том плане, что у специалистов из регионов появилась возможность встречаться, обсуждать актуальные вопросы вместе с мэтрами. Стало известно о потребностях в кадрах по регионам.
- Какие созидательные, как Вы говорите, меры приняты в отечественной киноиндустрии?
- Мы разработали проект концепции развития отечественной кинематографии, соответствующей международным стандартам. Сегодня мы снимаем только для себя, нам необходимо выйти за пределы страны. Не показываем свои достижения миру. Сейчас объемы финансирования государством производства фильма достигают 100 процентов. И что происходит? Деньги получены, картина снята, провал в прокате списывается на творческую неудачу – никто не несет ответственности. Есть, конечно, исключения в виде шедевров Ермека Турсынова, Сатыбалды Нарымбетова, Ахана Сатаева и ряда других режиссеров.
Необходимо менять систему – лимитировать участие государства, установить шкалу от 10 до 70 процентов. Для покрытия остальной части расходов режиссеру следует привлекать частные средства. Тогда появится ответственность, будет цель окупить картину. Полное госфинансирование должно быть предусмотрено только для социальных фильмов. Таким образом процесс кинопроизводства устроен во всем мире, и мы должны прийти к этому. Во Франции, например, определенная часть налога от продаж DVD и аналогичной продукции идет в специализированный фонд поддержки кино. Государство не тратит ни одного цента на производство фильмов. В прошлом году бюджет этого фонда составил 800 миллионов евро. Представьте, какие поступления!
Нам нужно принять закон о кино. И мы понимаем, что любая трансформация вызывает болезненную реакцию, особенно при кардинальной смене ситуации, когда режиссеры обеспечены государственными заказами. Но мы не можем все время стоять на месте. Режиссер и продюсер должны отвечать за успешный прокат своего фильма.
- Болезненную реакцию вызывают не только подобные инициативы, но и Ваши отдельные заявления. Одно из них, о кыргызских трудовых мигрантах, едва не стало причиной международного скандала.
- Я скорблю вместе с братским народом в связи с гибелью 17 граждан Кыргызстана при пожаре типографии в Москве. А та моя фраза была сказана ввиду звучавших тогда призывов к земельным митингам. Чингиз Айтматов в своей повести "Белый пароход" образно написал, что в разрушающем угаре можно совершить большие ошибки. Я имел в виду, что нашей стране не нужны потрясения.
- Атамбаев как будто обиделся…
- Я не вмешиваюсь в политические вопросы.
- Вы человек творчества. Как удается курировать вопросы спорта?
- Ведомство, курирующее вопросы культуры и спорта, - обычная мировая практика. Есть и такие, в чьем ведении находятся также СМИ. Конечно, я отдаю себе отчет. Если мне предложили бы возглавить космическую службу, естественно, отказался бы. Я хочу заниматься тем, что приносит мне радость.
Казахстан побил собственный рекорд, завоевав 17 медалей на Олимпиаде в Рио. Вот и ответ на вопрос о том, справился ли я со спортивной сферой за два года. При объективном судействе наши спортсмены могли бы еще больше медалей получить.
- Вы разделяете мнение о несправедливых Играх?
- Да. Мы были в сложнейшей ситуации. Никому не пожелаешь. За три месяца до Олимпиады разразился допинговый скандал. Стоял реальный вопрос об отстранении всей сборной РК по тяжелой атлетике. Я делал несколько заявлений о том, что мы за чистоту спорта, и спортсмены, которых заподозрили в допинге, были отстранены. Соответствующий отчет был направлен в МОК. Национальный олимпийский комитет тоже направил в МОК письма с уверениями в принятии мер по борьбе с допингом и оснащении местной антидопинговой лаборатории. И мы такие искусанные, израненные поехали на Олимпийские игры. И все же, несмотря ни на что, добились высоких результатов.
В настоящее время привлечены международные эксперты, мы добиваемся смягчения наказания для наших спортсменов, есть на то свои аргументы. Ищем все пути и возможности.
Можно было бы перед Олимпиадой привлечь иностранных легионеров, но позиция была принципиальной - поедем только со своими спортсменами. Что касается Отгонцэцэг Галбадрах и Нижата Рахимова, дзюдоистка из Монголии, имеющая корни в Казахстане, сама обратилась к нам; а тяжелоатлет из Азербайджана живет в РК уже четыре года. Гюзель Манюрова, говорят, из России, но, извините, она приехала 10 лет назад.
- Есть мнение, что вовлеченные в допинговый скандал спортсмены оказались брошенными на произвол судьбы. Мол, власти не вступились за них публично, не пошли против WADA до конца.
- Мы поступили очень верно, смягчив удар. Я несколько раз выступал с заявлениями: все эти спортсмены – наши герои. Мы не отреклись от них, близко со всеми общаемся, поддерживаем по разным вопросам. Повторю, что была реальная угроза отстранения сборной по тяжелой атлетике.
- И с тем, что Василий Левит несправедливо удостоился "серебра", тоже согласны?
- Если я скажу, что справедливо, то буду вторым в мире человеком с таким мнением. После Тищенко. (Смеется).
- Вы заявляли об увеличении премий для призеров Паралимпиады. Идет ли процесс? И когда состоится чествование паралимпийцев?
- Уравнять премии для призеров Паралимпиады и Олимпиады поручил Глава государства. Процесс идет, остались технические процедуры. Вопрос решен.
- Спасибо за интервью!
Дана Саудегерова
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарии.
ru Осужден руководитель городской Центральной таможенной лаборатории
ru В винограде «Шайн мускат» вредных организмов не выявлено
ru Национальный центр компетенций появится в Казахстане
ru В Жезказгане заблокированы 200 Telegram-каналов с рекламой наркотиков
ru Сенат вернул проект трехлетнего бюджета в Мажилис
ru Олжас Бектенов: Диверсификация экономики – одна из главных задач Правительства
ru Система распознавания лиц начала работать в двух мегаполисах Казахстана
ru Более 28 млрд тенге из возвращенных активов выделено на завершение
ru Медианный доход будут рассчитывать на основе Цифровой карты семьи
ru В Алматы создано более 50 тысяч рабочих мест
ru Прокуратура Карагандинской области выявила факт пропаганды наркотиков
ru Детские сады планируется лицензировать с 2027 года
ru 16 мешков ценного рачка изъяли в Павлодарской области
ru В казахстанских организациях образования внедрен ежедневный мониторинг качества питания
ru Казахстан запускает крупнейшую модернизацию транспортной сети
ru Физлица освобождены от обязательного декларирования доходов и имущества
ru В Казахстане отремонтировано 542 км тепловых сетей
ru Институт коневодства будет запущен в Казахстане в 2025 году
ru В правила госзакупок строительных работ внесли новые изменения по предписанию
ru Олжас Бектенов обсудил старт лесоклиматического проекта с представителем британской компаний
ru В Кызылординской области задержаны члены киберпреступной группы
ru Минздрав обновил функции национального оператора в области здравоохранения
ru В Алматы высажено 150 тысяч саженцев
ru Казахстанские авиадиспетчеры будут проходить подготовку на тренажере с искусственным интеллектом
ru Президент выступил на Форуме работников сельского хозяйства
ru Полиция проводит внезапные рейды по увеселительным заведениям Петропавловска
ru Токаев принял члена политбюро ЦК Компартии Вьетнама
ru Токаев назначил послов РК в ряде стран
ru Семь человек погибли в ДТП в Карагандинской области
ru Ярмарка сельского хозяйства пройдет в Алматы 16-17 ноября