Сергей Катнов: Бояться нужно не оружейных магазинов, а террористов
- Сергей Петрович, почему террористам так легко удалось ограбить магазин и завладеть оружием? Там была плохая охрана?
- С этим однозначно не связано, поскольку если происходит спланированное достаточно большой группой лиц подготовленное нападение, то тут невозможно обойтись без какого-то ущерба. Тем более, что преступники в магазин пришли уже с огнестрельным оружием и продавец был застрелен. Нельзя говорить, что они пришли с голыми руками и потом вооружились.
Что касается охраны магазинов, мы (члены ассоциации - КазТАГ) довольно долго это обсуждали, было много различных мнений и все-таки мы пришли к тому, что наша задача - удовлетворить потребность граждан в товарах для охоты и рыбалки, но не воевать с террористами. Поэтому мы не настаиваем на том, чтобы вооружить до зубов сотрудников магазинов. Мы предлагаем усилить вооружение тех охранных групп, которые реагируют при срабатывании сигнализации, при поступлении вызова, и принять еще ряд дополнительных мер, которые, на наш взгляд, позволят в будущем снизить возможный ущерб.
- Получается, сейчас охотничьи магазины – самая легкая мишень для террористов, стремящихся добыть оружие? Полицейский участок штурмом не возьмешь, в военной части ответный огонь открыть могут…
- Объектов, в которых имеется оружие, не так много: воинские и военизированные формирования, полиция, спортивные объекты и охотничьи магазины. Что касается воинских частей, понятно, что там караул, вооруженный автоматическим оружием, которое несравнимо с охотничьим. И остаются, кроме оружейных магазинов, спортивные организации, где тоже достаточно много оружия.
- И что же реально может сделать магазин при таком нападении? Не отстреливаться же…
- На наш взгляд, в той ситуации, которая произошла, магазин сделал все, что мог. Мы этот вопрос изучали. Первый продавец был сразу же застрелен в затылок. Потом в этот магазин стала набиваться толпа террористов. Второй продавец не убежал из магазина, а быстро заскочил в хранилище оружия и там забаррикадировался. Поэтому преступники похватали только то, что было на прилавке, - небольшое количество оружия и очень мало патронов.
Поэтому такое соотношение получилось убитых и раненых – раненых было больше. Террористы стреляли маломощными патронами, они не смогли взять серьезные патроны нарезные. Если бы преступники попали в хранилище и взяли нарезное оружие и патроны к нему, то ситуация бы разворачивалась совершенно по-другому. Большинство раненых были ранены дробью, которая рассчитана на утку, на гуся и т.д. Там было 7 убитых, из которых один продавец, один охранник, которому выстрелили в голову, и 38 раненых. Это соотношение говорит о том, что террористы взяли не то оружие и не те патроны, на которые рассчитывали. Они нарезное оружие взяли, но зарядить его не смогли, потому что продавец, который заперся в хранилище, не дал им это все схватить.
Во-вторых, кассир, которая спряталась внутри прилавка, привела в действие тревожную кнопку. Собственно, с нее это все началось, это было отправной точкой для антитеррористической операции. Поэтому мы считаем, что магазин в этой ситуации поступил максимально эффективно, исходя из тех возможностей, которые у него были.
Другой вопрос, что группа, которая приехала туда, была недостаточно вооружена. Приехал один вооруженный охранник, который не мог оказать достойное сопротивление этой толпе.
- Разве на такие вызовы не должны выезжать какие-то усиленные наряды полиции?
- Вот мы и ставим вопрос, чтобы выезжало больше охранников, вооруженных более серьезным оружием. Не с тем, с которым они приехали, а с нарезным огнестрельным оружием. У нас все спецслужбы хвалят, а магазин как-то остался в стороне. А магазин сделал все, чтобы все обошлось достаточно малой кровью, если уместно так говорить в данной ситуации.
- То есть гладкоствольное оружие – не самое подходящее для криминальных целей и можно не опасаться, что граждане начнут им пользоваться не по назначению?
- Нет. Это не только казахстанская, это и мировая практика. Зарегистрированное охотничье оружие в криминале практически не фигурирует.
- Тем не менее после подобных событий в обществе, как правило, вспыхивают дискуссии о том, нужно ли разрешить свободно владеть оружием или, наоборот, запретить иметь его в собственности. Вы какой точки зрения придерживаетесь?
- Президент в своем выступлении на совбезе не предлагал запретить оружие. Мы согласны с президентом и этот вопрос не обсуждаем.
Оружие – это техническое достижение цивилизации. Оружие запрещено только в одной стране мира – в Сьерра Леоне. Во всех развитых странах оружие разрешено. Мы куда идем – к Сьерра Леоне или к Германии, Франции, США и т.д.? Нам надо просто определиться, в какой компании мы хотим быть. Усилить контроль – да, тут мы согласны. Мы по этому поводу подготовили свои предложения, которые и нас заставят понести достаточно большие расходы, но тем не менее мы на них пойдем.
- Новые ограничения, дополнительные требования к владению оружием разве не ведут к снижению прибыли в отрасли? И так ввели ограничения на травматическое и газовое оружие, электрошокеры.
- Это да. Как только разрешительный порядок на них ввели, их продажа сразу остановилась. Наше законодательство по приобретению оружия и так одно из самых жестких в мире. Если брать развитые страны Европы, ту же Австрию, там вообще человек приобретает гладкоствольное оружие и только после этого идет его регистрировать в полицию. Ему ничего не нужно вообще, чтобы его приобрести.
- А если он не пойдет в полицию?
- В Австрии пойдет, потому что магазин все равно передаст полиции его данные. Кстати, как и наши магазины. В конце месяца каждый казахстанский охотничий магазин сдает отчет о реализованном оружии, который идет в органы внутренних дел. И если человек, который купил оружие, не пришел и не зарегистрировал его, к нему будут приниматься меры. Но в Актобе в магазин-то прибежали не охотники с охотничьим оружием, там другое оружие фигурировало.
- В оружейных магазинах продают же только охотничье оружие?
- Только охотничье и спортивное. Зависит от того, как оно применяется. То же охотничье оружие может быть и спортивным, если из него стреляют на стенде. Если оно используется на охоте, оно охотничье.
- Сколько единиц оружия может законно принадлежать одному человеку?
- До десяти.
- Ого!
- А Вы считаете, это много? Допустим, в Норвегии, где был гораздо более тяжелый теракт, когда Брейвик расстрелял порядка 80 человек, там гражданину разрешено иметь 25 единиц оружия.
- Зачем одному человеку столько оружия?
- Есть такое понятие – правильная охота. Нельзя с одним оружием ходить на разные виды дичи. Понятие «правильная охота» предполагает вид дичи и требует своего особенного калибра и системы оружия. Это правильно, чтобы подранков не оставлять или чрезмерный ущерб не наносить. То оружие, которое эффективно на сурка, не эффективно для волка. А то оружие, которое эффективно для волка, не эффективно для медведя или для крупных копытных. С другой стороны, если тем оружием, которое эффективно для медведя, выстрелить в сурка или в зайца, его просто разорвет в клочья. Для водоплавающей дичи - одни калибры и виды оружия, для степной дичи, например, для кеклика - другой вид оружия.
- То есть, если преступники узнают, что у какого-то гражданина дома хранится 10 видов оружия, им не будет смысла его грабить, чтобы вооружиться?
- Да. И в городских населенных пунктах все владельцы оружия установили сигнализацию. То есть, если будет попытка завладеть оружием, об этом сразу станет известно. Во-вторых, где преступники могут узнать о том, у кого и сколько оружия имеется? Этой информации нет в открытом доступе.
- А если преступники нападут на магазин, который находится в жилом доме, можно ли быть уверенными в безопасности жильцов?
- Надо тщательно проанализировать ситуацию с нахождением магазинов в жилых домах. К этому вопросу нужно подходить комплексно, потому что три четверти охотничьих магазинов по Казахстану находятся в жилых домах.
В той же «Палладе» расстояние от входа в магазин до ближайшего подъезда жилого дома - метров 80. А есть магазины, которые отдельно стоят, но до ближайшего подъезда жилого дома 10 метров. Хотя вроде как «Палладу» нужно убирать из жилого дома, а этот магазин должен оставаться. Но мы же не можем эти магазины вынести куда-то в степь. Это тогда вообще будет идеальный объект для нападения, поскольку он будет на отшибе и туда тревожная группа будет ехать намного дольше. Оружейные магазины в силу исторически сложившихся вещей находятся в населенных пунктах. И люди все равно мимо них будут ходить.
И если их сейчас все повально закрыть, сразу наступит крах отрасли. Это за собой потянет, соответственно, крах охотничьей отрасли, спортивной отрасли, то есть стрелкового спорта. Это будет эффект домино. К этому нужно подходить очень взвешенно.
Ассоциация готовит предложения, которые помогут нам в значительной мере усилить безопасность магазинов. Магазины не виноваты в том, что они есть. Это часть человеческого бытия, которое издревле было и во всех развитых странах есть, и устраивать гонения на оружейные магазины мы не видим смысла. Да, в чем-то надо усилить безопасность оружейных магазинов, в чем-то пересмотреть возможности охранных организаций, то есть решать этот вопрос в комплексе, а не только делать крайними магазины.
- Можно ли сказать, что оружейные магазины не являются источником потенциальной опасности?
- Опасность представляют не оружейные магазины, а террористы. При достаточно подготовленном нападении все можно захватить. Все зависит от наличия соответствующих сил и средств.
- Спасибо за интервью!
фото: palata.kz
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарии.
ru Служебный пес года: Лекки из Жамбылской области обнаружила более 100
ru Мужчина ворвался в ЖК в Алматы и выстрелил в двух
ru Консультативное наблюдение за наркоманами и лудоманами установят в Казахстане
ru В Астане и Караганде задержали группу вымогателей
ru Промысловый флот возвращается в Мангистау
ru Глава государства принял президента Казахстанской федерации гимнастики Алию Юсупову
ru Мерами прокуратуры Акмолинской области восстановлена подъездная дорога для жителей села
ru Требования к кандидатам, планирующим усыновить детей, хотят ужесточить
ru Олжас Бектенов ознакомился с развитием черной металлургии и ходом отопительного
ru Ответственность по наркопреступлениям ужесточается: сенаторы одобрили закон
ru Безопасность превыше всего!
ru Газ со скидкой для получателей адресной социальной и жилищной помощи
ru Полицейские учили студенток бороться с насилием
ru На 34,4% выросла сумма договоров, заключенных с отечественными товаропроизводителями
ru Архитектурное освещение телебашни «Кок-Тобе» будет работать по новому графику
ru Токаев направил телеграмму соболезнования Макрону
ru Оливковое масло будут производить в Казахстане
ru В Шымкенте лица, получившие взятки за согласование групп инвалидности преданы
ru О Национальном инфраструктурном плане до 2029 года рассказали в правительстве
ru Правила установления памятников обновили в Казахстане
ru 275,7 тыс. человек получили выплаты из ГФСС в связи с
ru В ЗКО пресечены каналы сбыта наркотиков
ru Казахстан значительно улучшил свои позиции в независимом рейтинге антиотмывочной сферы,
ru Коммунальные службы борются с последствиями снегопада в Алматы
ru В аэропорту Алматы пассажиров международных рейсов будут встречать шоколадками
ru Правила предоставления жилья олимпийским чемпионам изменились
ru Премьер-министр Олжас Бектенов принял участие в заседании ЕМПС в Москве
ru Токаев наградил работника энергетической отрасли
ru Токаев поздравил Сердара Бердымухамедова
ru Глава государства ознакомился с деятельностью волейбольного клуба «Жетісу»