• USD/KZT
    0.0
  • EUR/KZT
    0.0
  • RUB/KZT
    0.0
  • CNY/KZT
    0.0

Умрёт ли рынок традиционных углеводородов?

В конце февраля Соединенные Штаты Америки отправили из техасского порта Сабин Пас первый супертанкер The Asia Vision со сжиженным природным газом, экспортируемым в Бразилию. Таким образом, Америка заявила о себе как о значимом игроке на рынке углеводородов спустя 40 лет, после того как Штаты ввели запрет на продажу своего сырья, пишет газета «Литер«. 

Напомним, еще в конце декабря 2015 года американский конгресс смог добиться снятия запрета на принятое в 1973 году решение о прекращении экспорта американской нефти и газа. Никогда прежде из американских портов сжиженный природный газ не отправляли иностранным потребителям. Его крупнейший производитель в США корпорация Chenier прогнозирует, что уже к 2020 году Штаты войдут в число трех ведущих игроков на мировом рынке сжиженного природного газа. Предполагается, что к этому времени США увеличат экспорт газа в страны ЕС до 200 млрд кубометров в год и смогут полностью покрыть зависимость Европы от России.
Западные СМИ, описывая отправку первого американского супертанкера с газом в Бразилию, говорят о начале новой эры на рынке углеводородов – когда дешевое американское сырье и рост производства сланцевого газа и нефти смогут существенно переформатировать мировой рынок. Некоторые из американских экспертов убеждены, что роль сланцевого газа и нефти из Штатов может оказаться настолько существенной, что из-за них в ближайшее время значение традиционных углеводородов будет сведено к минимуму.

80 дней вокруг газа

Сотрудник американской аналитической фирмы Genscape Тед Майкл в интервью радиостанции «Свобода» с уверенностью заявил, что благодаря сланцевой революции Соединенные Штаты превратились в крупнейшего производителя природного газа. Сейчас в Америке производится около 750 млрд кубометров газа в год, а к 2020 году производство может достичь 1 трлн кубометров.
Профессор экономики, сотрудник Гуверовского института в Калифорнии Михаил Бернштамеще более категоричен в своих оценках. Он заявил, что сланцевая революция уже положила конец российским надеждам и роли Саудовской Аравии в мире, так же как и влиянию ближневосточных кризисов на мировую экономику.
«Ничего подобного тем шокам, которые происходили в мировой экономике, рецессии на Западе в 1973 и в 1979 годах, уже не будет. Потому что ресурсы сланцевой нефти и ресурсы сланцевого газа в Соединенных Штатах и в других странах не ограничены. Значит, при нынешней ситуации достаточно, чтобы цены поднялись, и сразу увеличивается производство. Поскольку технологический прогресс будет продолжаться, то себестоимость будет падать. Нефть и газ станут дешевле. 80 дней уходит на то, чтобы увеличить производство на уже существующих или новых сланцевых скважинах. 80 дней уходит на то, чтобы танкер с нефтью или сжиженным природным газом добрался от Соединенных Штатов до любой точки мира, в Японию, в Европу», – прокомментировал он.
Так начался ли новый мировой энергетический передел, победит ли сланец традиционные источники нефти и газа и как Казахстан может приспособиться к новой реальности на рынке углеводородов? Мнение экспертов, опрошенных «Литером», разошлись, но большинство из них убеждены, что не учитывать значение сланцевой революции уже невозможно и недальновидно.

Что в чёрном ящике?

Директор компании Oil Gag Project Жарас Аметов считает, что сланцевые нефть и газ в некотором смысле являются информационным «черным ящиком». Более-менее понятны геологические аспекты проблемы. Но что касается экономики, то есть много до конца не проясненных вопросов. В первую очередь это себестоимость добычи. Из доступных обзоров известно, что в настоящее время довольно затратный метод гидроразрыва пласта (ГРП) заменяется более экономичными и технологичными способами добычи, например разогревом пласта. Он примерно в два раза дешевле ГРП. Эксперт заметил, что сейчас ведутся интенсивные исследования в области оптимизации добычи сланцевых углеводородов и снижения их себестоимости. Однако пока еще рано говорить о каком-то революционном прорыве, благодаря которому мир зальют дешевые нефть и газ, подчеркнул экономист.
– Сегодня мы наблюдаем довольно острую фазу глобальной конкуренции между традиционными и сланцевыми источниками углеводородного сырья. Но тут есть один фокус. Как только будут найдены и внедрены дешевые технологичные способы добычи сланцевых углеводородов, это лишит США лидирующих позиций в этой сфере. В мире много месторождений с низкой проницаемостью, которые не вводятся в эксплуатацию из-за экономических и экологических проблем. Если новые технологии решат эти проблемы, то на рынок выйдут и Израиль, и Россия, у нее, кстати, тоже обширные запасы сланцевой нефти, и Польша, и многие другие. В том числе и Казахстан. Но это будет означать дальнейшее падение цен на нефть, – сказал Жарас Аметов.
Ведущий аналитик MFX Broker Артем Звягильский считает, что снятие эмбарго на экспорт американской нефти и газа было лишь перераспределением сбыта на мировом рынке. В последние годы из-за бурного развития сланцевой индустрии и масштабных поставок тяжелой нефти из Канады и Венесуэлы внутренний рынок нефти в США оказался переполнен на 1 млн баррелей в сутки, из-за чего возник спред между Brent и WTI не в пользу последнего, хотя исторически с 2010 года американская нефть на 7–8% дешевле североморской. Поэтому правительству США приходится идти навстречу нефтяникам, чтобы несколько сгладить давление низких цен на мировом рынке. Никакого глобального перераспределения рынка в ближайшей перспективе эксперт не прогнозирует.

Пока не страшно

Аналитик инвестиционной компании «Финам» Алексей Калачев заметил, что за последние 10 лет за счет развития новых технологий, в том числе добычи как традиционных месторождений, так и сланцевых нефти и газа, компании США вдвое увеличили добычу нефти и в полтора раза добычу газа. Внутренняя добыча постепенно вытесняет импорт, но это пока не значит, что США становятся нетто-экспортерами нефти и газа. Они остаются нетто-импортерами. Не вся добываемая в стране нефть годится для использования в США. Например, нефтеперерабатывающие заводы в стране предназначены для переработки определенных, более «тяжелых» сортов нефти. Так что можно предположить, что значительные объемы «легкой» сланцевой нефти будут экспортироваться, но импорт иностранной нефти в США пока не прекратится. Самым дорогостоящим элементом в экспортной цепочке углеводородов остается транспортировка, и в этой области еще не произошло технологической революции, заметил эксперт.
– Америка – страна частной инициативы, где никто не будет ничего делать себе в убыток. Если каким-то компаниям в определенных условиях выгодно продать определенный объем сжиженного газа в Бразилию, то теперь, после снятия ограничения на экспорт, они могут это сделать. Но то, что может оказаться выгодным для поставки в Бразилию, может быть невыгодным для поставки в Китай или тем более в Европу, особенно Центральную. Держим глобус перед глазами, и все становится ясно. Безусловно, выход США в качестве экспортера углеводородов повлияет на перераспределение глобального рынка, но не столь радикально. Максимум давления получится на региональном уровне, минимум – на отдаленных расстояниях поставок. Традиционным рынкам, на которых работают нефте- и газодобытчики Казахстана – Китай и Россия – экспорт США угрожает в наименьшей степени, – сказал Алексей Калачев.

Обратная зависимость

Аналитик Олжас Байдильдинов заметил, что объемы СПГ, о которых идет речь, пока небольшие и не смогут оказать существенное влияние на ценовую конъюнктуру. Однако цены на газ благодаря СПГ начинают все больше «отвязываться» от нефтяных, так как они определялись соотношением удельной теплоотдачи/эффективности по сравнению с нефтью. То есть цена на газ всегда определялась твердым соотношением к 1 баррелю нефти на основе того, какое соотношение тепла/энергии можно получить из того или иного сорта нефти по сравнению с природным газом. Эта формула действовала длительное время, но все стало меняться, когда мировой рынок природного газа стал более свободным и открытым, в основном за счет взрывного роста поставок СПГ. В это время поставщики газа стали конкурировать между собой, снижая цены, пояснил эксперт.
– Поставки СПГ пока не могут и не смогут заменить трубопроводный газ, но это все ведёт к снижению средних мировых цен. Рынок газа становится более самостоятельным в плане зависимости от нефтяных котировок. И через какое-то время мы вполне можем увидеть конкуренцию между этими двумя видами энергоносителей, и тогда на локальных рынках будет наблюдаться обратная зависимость – цены на нефть будут определяться от сложившихся цен на газ. На Казахстан это имеет опосредованное влияние, так как мы не относимся к газовым державам. Запасы и добыча природного газа в РК невелики, при этом в основном это попутный газ, 40–50% которого сразу же закачивается обратно в пласт для поддержания и наращивания объёмов добычи газа, – считает Олжас Байдильдинов.

Всё зависит от цены 

Алексей Калачев считает, что ценовой фактор имеет сейчас большее значение. Сланцевая нефть, и тем более газ, имеет далеко не самую низкую себестоимость добычи, поэтому не в состоянии выдавить с рынка иные источники углеводородов. Однако учитывая, что новые технологии добычи снизили за последний год себестоимость сланцевой нефти в США в два раза – до 35–40 долларов за баррель в среднем и до 20 долларов за баррель в некоторых районах, а также позволяют быстро наращивать или сворачивать объемы добычи, мировой рынок получил универсального ценового ограничителя. Ведущие производители сланцевой нефти в США утверждают, что готовы в течение 80 дней нарастить добычу, если цена на нефть поднимется выше 40 долларов за баррель, напомнил он.
– Европа потребляет сейчас около 450 млрд кубометров газа в год, а Россия экспортирует в Европу приблизительно 160 млрд кубометров. И вовсе не потому, что у нее не хватает газопроводов. Да, это самая большая доля, но места на европейском рынке много и для других поставщиков. В частности, и для сжиженного газа. Там достаточно морских терминалов и хранилищ для импорта – 230 млрд кубометров газа в год. Возможно, это будет и американский газ, но вряд ли его будет много – транспортировка по-прежнему дорога. Европе будет выгоднее получать СПГ, например, из Катара, чем из США. Таким образом, перераспределение нефтегазового рынка в новых условиях, скорее всего, будет происходить на региональном уровне, где доминирование сохранится за производителями, соседствующими с регионами потребления. При условии, что технологии добычи и транспортировки позволят обеспечивать конкурентную цену, – сказал Алексей Калачев.
Аналитик инвестиционной компании «Альпари» Анна Бодрова убеждена, что выход американских нефтепроизводителей на экспортные продажи способен перекроить рынок поставок и способствовать переделу рыночных долей. Само по себе производство сланцевых углеводородов – процесс рентабельный и довольно гибкий с точки зрения технологий, заметила она.
– Численность вышек можно сокращать так же быстро, как и наращивать, поэтому эта отрасль способна быстро реагировать на изменение внешнего фона и параметров спроса. Вряд ли эра сланцевых энергоносителей начинается именно сейчас – сначала нужно, чтобы рынок перестал искать ценовое дно и, наконец, обратил внимание на новые условия спроса. Больше не будет резкого оживления закупок, мир плавно переходит на стабильные объемы приобретений. У Казахстана сильная позиция на рынке нефти из-за гибкой ценовой политики и развитой транспортной сети, поэтому нише государства здесь пока мало что может угрожать, – заключила Анна Бодрова.

Марат ЕЛЕМЕСОВ, Алматы

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарии.

ru В 10 регионах Казахстана проведены задержания криминальных группировок, влияющих на

ru В Казахстане началась реализация проектов по строительству трех новых аэропортов

ru Более 546 млрд тенге получили многодетные семьи и награжденные матери

ru Конституционный суд разъяснил норму о порядке проведения мирных собраний

ru Завершено расследование по факту пожара в «Семей орманы»

ru Алматы запускает уникальную платформу для трудоустройства молодежи

ru Выдача разрешений на снос зданий и сооружений будет осуществляться по-новому

ru В Туркестанской области пресечена деятельность ОПГ, похитившей 1,9 млрд тенге

ru Антикоррупционная служба подвела итоги 2024 года

ru В Алматинской области изъято 7 тонн наркотиков

ru UBM Group построит в Казахстане 4 завода по производству комбикормов

ru Глобальный разработчик программного обеспечения Netcracker готовит в Казахстане кадры для

ru Генпрокуратура рассказала о ситуации по преступности по итогам 2024 года

ru Более 3,7 трлн тенге выплачено казахстанцам в виде пенсий из

ru АФМ по СКО завершено расследование уголовного дела, связанного с незаконным

ru Свыше 12 млн казахстанцев будут обеспечены газом в 2025 году

ru Полиция задержала транснациональную организованную преступную группу в Жетісу

ru В Алматы сносят очередной незаконный объект

ru По мерам прокуратуры города Тараз приостановлена незаконная деятельность образовательной организации

ru ОПМ «Перевозчик»: порядка 200 водителей наказаны в Павлодарской области

ru Соцучреждения страны закупали СЗПТ с надбавкой 500%

ru Более 413 тыс. человек оказана адресная социальная помощь в 2024

ru Казахстан направит наблюдателей на выборы Президента Республики Беларусь

ru О повреждении подземного газопровода среднего давления и предстоящих аварийно-восстановительных работах

ru Угонщик одумался и вернул похищенное авто на то же место

ru Что нужно для пересмотра нормы прогрева авто, ответил Минюст

ru МСХ РК внедряет систему учета сельхозтехники в единую цифровую платформу

ru Олжас Бектенов провел совещание по вопросу доступного жилья

ru Аида Балаева призвала интеллигенцию продвигать национальные ценности

ru Двоих астанчан осудили за организацию незаконной миграции