В 10 регионах Казахстана проведены задержания криминальных группировок, влияющих на учреждения УИС
В Туркестанской области пресечена деятельность ОПГ, похитившей 1,9 млрд тенге
В Алматинской области изъято 7 тонн наркотиков
Полиция задержала транснациональную организованную преступную группу в Жетісу
По мерам прокуратуры города Тараз приостановлена незаконная деятельность образовательной организации
Проект LRT мог бы окупиться через 600 лет — эксперт
18 Мая 2021 1072 Финансы LRT, проект, окупаемость
Фото:Liter.kz/Илья АстаховАлматы. 18 мая. Центр информации - Если представить, что проезд на LRT будет 500 тенге, то инвестиции должны вернуться через 1,1 млрд поездок, передает Liter.kz.
Казахстанский финансист Рассул Рысмамбетов подсчитал окупаемость LRT. Он отметил, что компания City Transportation System (бывшая Astana LRT) заявила, что сейчас выполнено 17% от строительства LRT на сумму 313,5 млн долларов.
«И до конца 2022 года решили достроить и нужно на это каких-то сущих 1,08 млрд долларов. Последние 7-10 лет левобережье Нур-Султана вообще отличается креативностью в придумывании проектов. ЭКСПО-2017, LRT, Туркестан. Даже не понимаю зачем офис креативных индустрий, если они уже давно работают», — написал он на своей странице в Facebook.
Так, если взять арифметику, то 313,5 млн долларов плюс 1,08 млрд равняется 1,393 млрд долларов. При сегодняшнем курсе — 429 тенге за доллар — это около 597,8 млрд тенге.
Проезд в автобусе Нур-Султана сегодня за наличный расчет 250 тенге. Население города – 1 млн жителей.
«Если представить, что проезд на LRT будет 500 тенге, то капитальные затраты вернутся после 1,1 млрд поездок. Много ли это? Если всех жителей Нур-Султана (включая школьников, пенсионеров и военнообязанных) обязать два раза в день совершать полноценно платную поездку на LRT, то получится всего 598 дней. Но это конечно же шутка и никто не сможет обещать LRT 2 млн пассажиров в день. Да и сможет ли система перевозить два миллиона пассажиров?» — спросил эксперт.
Он считает, что пассажиропоток составит от силы пять тысяч пассажиров в сутки (если возможности позволят), что превращает 598 дней в более чем 230 тысяч дней или более 600 лет.
При этом, если брать в расчеты 100 тысяч пассажиров ежедневно (10% от населения города), то это сразу же сокращает сроки окупаемости первоначальных капитальных затрат в 20 раз, до 32 лет.
К сожалению финансовую модель идеального бизнеса портит наличие таких мелочей как операционные расходы, капитальный ремонт, зарплаты машинистам, уборщикам и другому персоналу, добавил финансист.
«То есть это будет убыточный проект, на который государство будет тратить и тратить. К убыткам City Transportation Systems, добавятся убытки по LRT. Пусть LRT будет стоить в обслуживании 10 млн долларов в год», — уверен он.
По словам Рысмамбетова, в бизнесе есть термин «sunk cost», то есть утонувшие затраты, с которыми надо смириться и оставить проект в покое. Но есть дополнительное прочтение sunk cost — это затраты, которые утопят компанию, если продолжать их.
«Если честно, то легче просто отдать по 20-30 млн долларов ключевым десяти бенефициарам проекта и разрушить столбы, чем достроить его и мучать. В моей голове не укладывается финмодель, которая окупает 1,3 млрд долларов на LRT», — продолжил он.
Эксперт считает, что ключевые фигуры уже «заработали» на выкупе земли и поставках бетона.
Если все-таки пытаться вести проект, то восполнение по LRT теоретически можно возложить на всех казахстанцев, одномоментно подняв тарифы на перевозку всех видом транспорта, включая лифты в многоэтажках, предположил он.
Но если заглянуть в отчетность City Transportation Systems, то, по словам финансиста, можно отметить что даже без LRT на балансе, эта компания нуждается в финансовом оздоровлении и аудите.
ru В 10 регионах Казахстана проведены задержания криминальных группировок, влияющих на
ru В Казахстане началась реализация проектов по строительству трех новых аэропортов
ru Более 546 млрд тенге получили многодетные семьи и награжденные матери
ru Конституционный суд разъяснил норму о порядке проведения мирных собраний
ru Завершено расследование по факту пожара в «Семей орманы»
ru Алматы запускает уникальную платформу для трудоустройства молодежи
ru Выдача разрешений на снос зданий и сооружений будет осуществляться по-новому
ru В Туркестанской области пресечена деятельность ОПГ, похитившей 1,9 млрд тенге
ru Антикоррупционная служба подвела итоги 2024 года
ru В Алматинской области изъято 7 тонн наркотиков
ru UBM Group построит в Казахстане 4 завода по производству комбикормов
ru Глобальный разработчик программного обеспечения Netcracker готовит в Казахстане кадры для
ru Генпрокуратура рассказала о ситуации по преступности по итогам 2024 года
ru Более 3,7 трлн тенге выплачено казахстанцам в виде пенсий из
ru АФМ по СКО завершено расследование уголовного дела, связанного с незаконным
ru Свыше 12 млн казахстанцев будут обеспечены газом в 2025 году
ru Полиция задержала транснациональную организованную преступную группу в Жетісу
ru В Алматы сносят очередной незаконный объект
ru По мерам прокуратуры города Тараз приостановлена незаконная деятельность образовательной организации
ru ОПМ «Перевозчик»: порядка 200 водителей наказаны в Павлодарской области
ru Соцучреждения страны закупали СЗПТ с надбавкой 500%
ru Более 413 тыс. человек оказана адресная социальная помощь в 2024
ru Казахстан направит наблюдателей на выборы Президента Республики Беларусь
ru Угонщик одумался и вернул похищенное авто на то же место
ru Что нужно для пересмотра нормы прогрева авто, ответил Минюст
ru МСХ РК внедряет систему учета сельхозтехники в единую цифровую платформу
ru Олжас Бектенов провел совещание по вопросу доступного жилья
ru Аида Балаева призвала интеллигенцию продвигать национальные ценности
ru Двоих астанчан осудили за организацию незаконной миграции