Регулирование тарифов на транспортировку нефти в Казахстане является непрозрачным – S&P
27 Апреля 2018
2012
Экономика,
Бизнес
s&p,
нацкомпания,
тарифы,
непрозрачность

«Мы по-прежнему оцениваем страновой риск в Казахстане как высокий и считаем, что регулирование тарифов (на транспортировку нефти – КазТАГ) является непрозрачным. В 2015 году регулятор одобрил внутренние тарифы на пятилетний период, с умеренным их увеличением - на 10% ежегодно. С нашей точки зрения, это добавляет предсказуемости относительно денежных потоков КТО, связанных с внутренними операциями. В то же время КТО не защищено от неблагоприятных пересмотров тарифов, хотя до сих пор регулятор не вносил в них сколько-нибудь значительных изменений», - говорится в обосновании рейтинга.
Как отмечается, на профиль бизнес-рисков КТО положительно влияют сильная рыночная позиция, ограниченная конкуренция со стороны железнодорожного и танкерного транспорта, обусловленная тем, что Казахстан не имеет выхода к Черному морю, а также низкая себестоимость трубопроводной транспортировки нефти.
«В 2017 году КТО переправила 46,3 млн тонн сырой нефти, при этом доля казахстанских производителей составила 36,2 млн тонн (около 42% совокупной нефтедобычи в стране). Основной конкурент КТО, Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), ежегодно обеспечивает транспортировку свыше половины экспорта сырой нефти из Казахстана», - указали в S&P.
«Позитивное влияние на КТО оказывает диверсификация маршрутов. Компания транспортирует нефть к местам расположения казахстанских перерабатывающих заводов, а также железнодорожных и портовых пунктов, по основному экспортному участку трубопровода «Атырау-Самара» и обеспечивает транзитные поставки нефти из России в Китай. Основной конкурент компании, КТК, использует только один маршрут, ведущий от нефтяных месторождений на западе Казахстана через российскую территорию до Новороссийского порта в Черном море», - отмечают аналитики.
По их мнению, основными негативными факторами для КТО являются возможное участие в новых строительных проектах, что может привести к ослаблению показателей кредитоспособности и более агрессивному характеру профиля финансовых рисков, а также подверженность риску, связанному с возможным давлением со стороны материнской компании «КазМунайГаз» (КМГ) в отношении дивидендных выплат.
«В долгосрочной перспективе ключевым риском для КТО является постепенное снижение объемов добычи по мере истощения месторождений нефти ее ключевых клиентов - компаний группы КМГ, что в будущем может снизить объемы транспортировки нефти и негативно повлиять на операционные потоки», - считают в S&P.
«Основным источником роста добычи нефти в Казахстане, по всей видимости, станет Кашаганское месторождение, которое использует в основном КТК. Исторически преимуществом этого трубопровода для производителей легкой нефти является функционирование механизма банка качества нефти, которого на настоящий момент КТО не имеет», - говорится в сообщении.
В S&P обратили внимание, что КТО работает над улучшением конкурентоспособности маршрутов транспортировки. «Так, с начала 2017 года КТО совместно с ПАО «Транснефть» создан новый маршрут для транспортировки легкой малосернистой казахстанской нефти с сохранением качества по всему маршруту Атырау – Самара – Новороссийск с отгрузкой танкерными партиями Siberian Light через порт Новороссийск, что способствует получению более высокой прибыли для поставщиков легкой нефти. Кроме того, мы полагаем, что основные клиенты компании заинтересованы в диверсификации возможностей транспортировки, что в определенной степени поддерживает рыночную позицию КТО», - указано в информации.
Касательно рейтингов компании сообщается, что S&P Global Ratings подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг казахстанского оператора нефтепроводов АО «КазТрансОйл» на уровне «ВВ-», прогноз - «стабильный».
«Подтверждение рейтингов КТО отражает наше мнение о том, что оценка характеристик собственной кредитоспособности (stand-alone credit profile - SACP) компании остается на уровне «bb+», КТО имеет «высокую» стратегическую значимость для материнской группы КМГ (…), а вероятность получения КТО своевременной и достаточной экстраординарной поддержки со стороны государства в случае необходимости оценивается как «высокая», - пояснили аналитики.
«Вместе с тем, текущие рейтинги КТО по-прежнему ограничены уровнем рейтингов материнской компании КМГ (ВВ-/стабильный/--). Мы не ожидаем, что рейтинги КТО превысят уровень рейтингов группы КМГ, которая тщательно контролирует стратегию и операционную деятельность дочерней организации, владеет компаниями в несвязанных сегментах экономики и имеет высокую долговую нагрузку на уровне материнской компании», - подчеркнули в S&P.
Прогноз «стабильный» отражает прогноз по рейтингам материнской компании - КМГ, а также ожидания хороших кредитных характеристик вследствие прибыльного бизнеса по транспортировке и экспорту нефти и отсутствия долга на уровне компании. «Мы полагаем, что КТО не может быть защищена от рисков, связанных с ее принадлежностью к группе КМГ, поэтому мы не присваиваем дочерней компании рейтинга выше уровня материнской структуры», - отметили эксперты.
По их данным, согласно отчетности за 2017 год, выручка КТО была выше прогнозируемой: показатель EBITDA с учетом корректировок S&P Global Ratings составил Т111 млрд (примерно $340 млн). Грузооборот нефти достиг 40 млрд тонно-километров, что на 12% превышает показатель 2016 года и отражает следующие факторы: дополнительные объемы нефти, поставленные с Кашаганского месторождения за его первый год работы на полную операционную мощность, новые транзитные поставки нефти из России в Узбекистан с ноября 2017 года, а также дополнительные транзитные поставки нефти объемом 3 млн тонн из России в Китай (в соответствии с дополнительным соглашением, принятым в декабре 2016 года).
ru 20-летнего актаусца подозревают сразу в нескольких фактах мошенничества
ru Аким Алматы посетил мусороперерабатывающий завод в Китае
ru Иностранец осужден к лишению свободы за ввоз электронных сигарет в
ru Более 1 тыс. объектов адаптировано для лиц с инвалидностью в
ru Председатель Антикора встретился с Димашем Құдайбергеном
ru Требования по обеспечению промышленной безопасности будут усилены
ru Очередная шпионская техника изъята в Алматы
ru Антикор выявил ряд нарушений в сфере земельных отношений в Костанайской
ru Новые международные рейсы из Казахстана запустят в Грузию и Китай
ru Переговоры по расширению рынков сбыта казахстанской продукции прошли в Дубае
ru В области Жетісу заблокированы подозрительные переводы на 8,1 млн тенге
ru Создана специальная экономическая зона «Актобе»
ru Казахстанцы будут мгновенно получать выплаты за задержку авиарейсов
ru Подросток пытался сбежать от полиции за рулем авто в Жамбылской
ru Прокуратурой области Жетісу заблокированы мошеннические интернет-ресурсы
ru Олжас Бектенов поддержал подход по реинвестированию прибыли авиакомпании в развитие
ru Прохождение Школы родителей может стать обязательной при регистрации брака
ru Китайский опыт могут использовать при строительстве новых линий метро в
ru В ЗКО проводят мелиоративные мероприятия для предотвращения замора рыбы
ru Казахстанцы смогут путешествовать в Марокко без виз
ru Стартовал конкурс на предоставление грантов для НПО
ru Дорожные работы в Алматы начнутся раньше сроков
ru Алматы укрепляет сотрудничество с Китаем для повышения сейсмобезопасности
ru Прокуратура Алматы вернула недвижимость АЗТМ
ru Браконьерство пресекли на озере Балхаш в Карагандинской области
ru Даурен Ергарин назначен зав.отделом правоохранительной системы АП
ru Аким Алматы Ерболат Досаев ознакомился с деятельностью Пекинского центра городского
ru Более 49 млрд тенге получили многодетные семьи и награжденные матери
ru В Алматы виновным в применении пыток полицейским дали условные сроки
ru Безвизовое пребывание граждан Индии и Ирана в РК планируют упорядочить