Минздрав призывает граждан соблюдать требования безопасности при получении медицинских процедур
Факт хищения крупной суммы бюджетных средств выявили прокуроры Жамбылской области
Штраф за овербукинг ввели в Казахстане
Казахстан и Саудовская Аравия расширяют антикоррупционное взаимодействие
ДТП с разрушением пешеходного моста произошло на трассе KAZ-06
Снизятся ли цены на бензин в богатом нефтью Казахстане
23 Декабря 2016
96695
Экономика,
Бизнес

2017 год, который так радужно рисовали в Минэнерго еще 5 лет назад, не принесет положительных новостей для автовладельцев: стоимость бензина, увы, будет только расти. И хотя в главном энергетическом ведомстве продолжают утверждать, что "модернизация НПЗ ведется полным ходом", игроки рынка не видят увеличения доли отечественного топлива. Но и преодоление импортозависимости не станет панацеей от всех бед.
Как заявил в конце ноября текущего года министр энергетики РК Канат Бозумбаев, стоимость АИ-92 на столичных автозаправках выросла из-за роста цен на импортный бензин. Так-то оно так, но нынешний министр наверняка запамятовал обещания своих предшественников, которые утверждали, что уже в конце 2016 года НПЗ Казахстана полностью покроют внутренние потребности страны в бензине. А еще ранее, в 2009 году, в качестве отправной точки брали пятилетку до 2014-го года. А воз и ныне там: за эти годы наша страна не смогла даже достичь тех объемов производства, которые были во времена Союза.
Между тем, модернизация Павлодарского НХЗ обходится нашей стране в 697 миллионов долларов США, строительство комплекса по глубокой переработке нефти и газа на Атырауском НПЗ оценивается в 2 миллиарда долларов, реконструкция Шымкентского НПЗ – в 1,8 миллиарда долларов. На эти средства планируется увеличить глубину переработки нефти с нынешних 51 до 88 процентов, довести качество нефтепродуктов до стандартов Евро-5 и полностью покрывать топливный рынок страны собственным топливом.
Это теоретически. А на практике автовладельцы жалуются на низкое качество отечественного топлива и его неоправданную дороговизну.
По сути, игрокам рынка не выгодно, чтобы Казахстан действительно преодолел импортозависимость на топливном рынке именно по вышеуказанной причине: где есть дефицит – вполне оправдано и повышение стоимости. На официальном уровне это уже давно проявляется в речах о грядущем профиците бензина с перечислением причин, почему в стране не выгодно строить четвертый НПЗ и экономических цепочек о том, что сырье в виде сырой нефти выгоднее и эффективнее транспортировать за рубеж, нежели готовое топливо. Несмотря на номинальный перевод топливного рынка "в свободное плавание" (с прошлого года правительство страны отказалось от регулирования цен на социальные виды топлива), административный подход в этом вопросе присутствует.
Власти продолжают сдерживать цены на бензин. Учитывая, что сегодня на российском рынке стоимость средней биржевой цены на бензин марки АИ-92 составляет 38,2 тысячи рублей за тонну, не сложно посчитать, что при текущем курсе доллара в Казахстане стоимость данного вида топлива на границе (без учета транспортировки и растаможки!) должна составить 153,6 тенге (1 тонна бензина – это 1330 литров для плотности в 750 кг/куб. м). Тогда как в столице цены на "пистолете" держатся на уровне 133-135 тенге за литр. А мы на 30-40 процентов зависим от поставок российского бензина.
Как сообщил агентству Sputnik Казахстан эксперт "Казахстанской топливной Ассоциации" Жаксылык Жанкалов, в настоящее время из-за текущей стоимости российское топливо целесообразно реализовывать только на территории приграничных с РФ областей: в Павлодарской, Костанайской, Северо-Казахстанской областях, а также в Актюбинской и Западно-Казахстанской областях.
"Остальные регионы, где доля транспортных расходов для импортного бензина более существенна, будут выживать за счет внутренних поставок топлива. Однако поставщики обещают завершить модернизацию НПЗ до конца 2017 года", — добавил Жанкалов. Кроме того, следует учитывать отсутствие прозрачности на отечественном топливном рынке. "Белые пятна" топливной системы проявляются на всех ее этапах, начиная с самого первого шага, когда сырая нефть поставляется от месторождения на нефтебазу. Ее стоимость не фиксируется в документах, все определяется на основе договорных цен.
Так как отечественные НПЗ получают сырую нефть по стоимости, гораздо ниже рыночной, закрепленной в заключенных Соглашениях о разделе продукции, недропользователям выгоднее поставлять ее на экспорт. Как результат – заводы постоянно оказываются недозагруженными. Если же им закупать сырье по мировым ценам – то их продукт окажется неконкурентоспособным на отечественном топливном рынке. Как отметил депутат Ляззат Киинов, выступая на пленарном заседании сената, в таком случае бензин АИ 95/96 обходился бы в 1,5 евро за литр. (Ранее сенатор состоял в топ-менеджменте Минэнерго и НК "КМГ", а потому вопрос знаком ему не понаслышке).
Как известно, сырье на НПЗ поставляется не по рыночной стоимости, а по так называемой "давальческой схеме", в соответствии с которой недропользователь, отгрузивший сырую нефть, забирает в качестве оплаты за сырье готовое топливо. Поэтому неудивительно, что пять поставщиков, снабжающих отечественные НПЗ сырьем (ТОО "Petrosan", АО "КазМунайГаз – Переработка Маркетинг", ТОО "Petroleum Operaiting", ТОО "Саутс-Ойл" и компания "Litasko SA") в итоге и увозят готовые нефтепродукты: около 90 процентов бензина, мазута и около 70 – дизельного топлива.
Таким образом, вопрос, почему в богатом нефтью Казахстане каждый год дорожает бензин – так и остается открытым и не поддающимся логическому объяснению.
Действия топ-менеджеров, обещающих модернизацию НПЗ, больше напоминают действия мифической Пенелопы, которая днем ткала ковер, а ночью распускала его, чтобы так и не достичь своей цели. Но, к сожалению, учитывая вышеперечисленную ситуацию, даже завершенная модернизация (давно обещанная и указываемая в качестве основных условий, которые могли бы априори позволить отойти от импортозависимости и как следствие – сдержать рост цен на топливном рынке) не принесет хороших вестей автовладельцам.
В условиях глобализации стоимость отечественного топлива будет рано или поздно приближаться к мировым.
Фото: liter.kz
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарии.
ru Минздрав призывает граждан соблюдать требования безопасности при получении медицинских
ru Фейки от имени акима Алматы Ерболата Досаева распространяются в мессенджерах
ru У более 170 детей с инвалидностью улучшилось физическое состояние благодаря
ru В Костанайской области ликвидировали канал сбыта наркотиков через соцсети
ru Факт хищения крупной суммы бюджетных средств выявили прокуроры Жамбылской области
ru Ответственность регионов за погашение своих долгов повысили в Казахстане
ru В Акмолинской области пресекли деятельность ОПГ кредитных мошенников
ru В порядок предоставления земельных участков внесены изменения
ru Штраф за овербукинг ввели в Казахстане
ru Казахстан и Саудовская Аравия расширяют антикоррупционное взаимодействие
ru Глава государства принял заместителей Председателя Ассамблеи народа Казахстана
ru На каких условиях США будут строить консульство в Алматы обсудили
ru В Алматы начнутся испытания теплосетей
ru Туркестанские аграрии экспортировали первую партию капусты в Россию
ru Ход реализации энергетических проектов рассмотрели в Правительстве
ru Президент принял Председателя Мажилиса Ерлана Кошанова
ru ДТП с разрушением пешеходного моста произошло на трассе KAZ-06
ru Технический каннабис могут разрешить выращивать в Казахстане
ru Президент подписал поправки в законодательство по вопросам физической культуры
ru В посёлке Нура Карагандинской области установят 60 камер видеонаблюдения
ru Наружная реклама в Астане: демонтировано более тысячи вывесок
ru Возрастные ограничения ввели по программе "Болашақ"
ru Более 221 млрд тенге выплачено в 2025 году казахстанцам в
ru Четыре казахстанские школьницы представят страну на Международной математической олимпиаде
ru Осужден бывший директор ТОО «Казахский газоперерабатывающий завод»
ru Итоги прохождения отопительного сезона подвели в правительстве
ru Правила продажи ж/д билетов изменили в Казахстане
ru Порядка 5 млн казахстанцев охвачено обязательными пенсионными взносами работодателей c
ru Алматинские школьники стали победителями конкурса NASA
ru В Туркестанской области изобличена группа интернет-мошенников