• USD/KZT
    0.0
  • EUR/KZT
    0.0
  • RUB/KZT
    0.0
  • CNY/KZT
    0.0

Олег Смоляков: Без чёткого плана действий ни один банк не может рассчитывать на помощь Нацбанка

Фото:ortcom.kz

Алматы. 17 июля. Центр информации. На прошлой неделе Нацбанк Казахстана презентовал программу по повышению финансовой устойчивости банковского сектора. Предполагается, что на поддержку банков из бюджета регулятора выделят более 500 млрд тенге, а в программе примут участие 15 БВУ с капиталом не менее 45 млрд тенге. При этом банкам для решения своих основных проблем НБРК даёт 5 лет.

О том, каких результатов ожидает регулятор от реализации своей программы, КазТАГ попросил рассказать заместителя председателя Национального банка Казахстана Олега Смолякова.

— Олег Александрович, какого эффекта вы ожидаете от реализации программы?

Эффекты могут быть разные. Например, рейтинговые агентства постоянно проводят рейтинговую оценку банков, и для них одним из факторов при пересмотре рейтингов выступают источники пополнения капитала. То есть если рейтингуемый банк является участником нашей программы, то это, во-первых, показывает, что он готов создавать провизии в полном объеме, во-вторых, что государство считает этот банк финансово жизнеспособным и готово предоставлять ему свои ресурсы на длительное время. Поэтому первым эффектом мы ожидаем, что будет соответствующая оценка рейтинговых агентств банков, которые примут участие в нашей программе.

Второй эффект – это аудиторские отчеты. Сейчас мы прошли период годового аудита. Следующий будет в апреле-мае следующего года. Я знаю, что под влиянием наших вербальных интервенций аудиторы более внимательно подходят к оценке ссудных портфелей БВУ. Поэтому, как только банки станут создавать более адекватный уровень провизий, то у аудиторов будет меньше вопросов к ним.

В целом мы рассчитываем на то, что в первые годы реализации программы те планы, которые мы согласовываем с банками, будут давать им больше возможностей для создания резервов. Но если через 5 лет банки-участники программы не смогут выполнить наших требований и будут допускать нарушение пруденциальных нормативов, все то, что мы считаем неспровизованным, соответственно, скорректируем за счет основного капитала банков.

Поэтому, несмотря на то, что мы даем банкам для решения своих основных проблем 5 лет, первые результаты мы можем получить уже как осенью этого года, так и в середине следующего.

— То есть в течение этих 5 лет ждать существенного увеличения кредитной активности банков не стоит?

 Я бы так не сказал. Во-первых, ту помощь, которую мы будем предоставлять, – это денежные ресурсы. Да, у нас будет ограничение, что на эти деньги должны будут сразу приобретены государственные ценные бумаги, но в программе у нас прописано, что через некоторое время банки могут часть этих ГЦБ реализовать на рынке и тем самым получить ликвидность. В результате у банков будет денежный ресурс на длительный период, поскольку программой предусмотрен возврат предоставленных регулятором средств в течение 15 лет. Эти средства они могут использовать для рефинансирования старых заемщиков и для выдачи новых кредитов.

Если говорить в целом, то выделяя средства БВУ, мы намерены достичь две цели: во-первых, это создание банками прибыли и предоставление дополнительной ликвидности. Предполагается, что за счет прибыли и вливаний акционеров будет происходить списание проблемных займов, а за счет предоставляемой ликвидности – финансирование реального сектора экономики.

Но не получится ли так, что с учетом текущей жесткой денежно-кредитной политики Нацбанка, которая выражается в высоком уровне базовой ставки, выделяемые регуляторам средства пойдут не на финансирование реального сектора, а уйдут на скупку нот Национального банка?

 - Хороший вопрос. Если мы хотим достичь увеличения кредитования экономики, то понятно, что в случае, когда выделяемые средства будут поступать на депозиты и идти в ноты Нацбанка, мы не достигнем конечной цели. Но с другой стороны, кредитовать проблемного заемщика, чтобы потом через полгода или год получить по нему дефолт, тоже не имеет смысла. Потом уровень ставок во многом зависит от кредитных рисков заемщика. Если есть заемщик, у которого они составляют 3-4% при ставке доходности ГЦБ, например, 10%, то заем под 13-14% – это нормальный уровень ставки кредитования.

Но проблема заключается в том, что у нас никто не готов брать займы больше чем под 6-7%, как по субсидированным программам "Даму". С этим надо работать. То есть мы говорим: для того, чтобы выстраивался механизм кредитования с учетом базовой ставки и кредитных рисков заемщиков, нужно снижать искажения, которые создаются на рынке из-за субсидированных программ.

А Вы уверены в том, что после запуска программы Нацбанка БВУ начнут активно списывать проблемные займы?

— Это одно из базовых условий. То есть базовым условием для выделения средств банкам будет наличие плана, где четко расписано, как его акционеры, во-первых, будут участвовать в капитализации банка, во-вторых, создавать необходимый уровень провизий, и в-третьих, если недостаточен уровень провизий или капитала, как они намерены менять модель своего бизнеса, чтобы соответствовать пруденциальным нормативам. Без этого плана ни один банк не может рассчитывать на помощь со стороны Нацбанка.

Сергей Зелепухин

Источник: КазТАГ

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарии.

ru В Астане задержана подозреваемая в масштабном мошенничестве

ru Казахстан завершил эвакуацию своих граждан из стран Ближнего Востока

ru Индийская компания «MSN Group» построит фармацевтический завод в Алматинской области

ru Комплектация групп в детских садах начнется 1 июля в Астане

ru КазГосЦирк провел иппотерапию для детей с особыми потребностями

ru Токаев принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета

ru 4,8 млрд м³ составил водозабор на нужды орошения в Казахстане

ru Аким Алматы поручил усилить контроль за санитарным состоянием районов

ru Побивших стекла зданий вандалов нашли и наказали в Астане

ru Токаев прибыл в Минск

ru Президент подписал поправки в ряд законов

ru Кыргызская авиакомпания «Asman Airlines» запускает рейсы в Казахстан

ru Жителей Алматинского микрорайона Алгабас подключат к центральной канализации

ru Товары с зарубежных торговых площадок будут подлежать декларированию

ru Глава государства направил телеграмму поздравления Президенту Словении Наташе Пирц-Мусар

ru Токаев возложил цветы к мемориалу Алии Молдагуловой

ru Глава государства дал старт XI международному военно-патриотическому сбору молодежи «Айбын»

ru В столице прошел пресс-тур организованный ТОО «Астана Тазалық»

ru Загородные трассы оснащают умными камерами в СКО

ru Заменить удостоверение личности теперь можно через eGov.kz

ru Пожар на территории Государственного природного резервата «Акжайык» полностью ликвидирован

ru В Казахстане дефицит врачей сократился на 20%

ru Рейсы казахстанских авиакомпаний на Ближний Восток приостановлены

ru Глава государства провел 37-е пленарное заседание Совета иностранных инвесторов

ru В Казахстане запустили новый цифровой сервис "Закон и Порядок"

ru Олжас Бектенов обсудил с главой ЕБРР реализацию крупных проектов в

ru Оптовые цены на сжиженный газ планируют сохранить в Казахстане

ru Токаев принял Председателя Группы подразделений финансовых разведок «Эгмонт»

ru Глава государства поздравил Великого Герцога Люксембурга

ru Жители четырёх сел в Акмолинской области отказались от употребления алкоголя