В Туркестанской области пресечена деятельность ОПГ, похитившей 1,9 млрд тенге
В Алматинской области изъято 7 тонн наркотиков
Полиция задержала транснациональную организованную преступную группу в Жетісу
По мерам прокуратуры города Тараз приостановлена незаконная деятельность образовательной организации
Олег Смоляков: Без чёткого плана действий ни один банк не может рассчитывать на помощь Нацбанка
17 Июля 2017 58469 Смоляков, НБРК, банк
Фото:ortcom.kzАлматы. 17 июля. Центр информации. На прошлой неделе Нацбанк Казахстана презентовал программу по повышению финансовой устойчивости банковского сектора. Предполагается, что на поддержку банков из бюджета регулятора выделят более 500 млрд тенге, а в программе примут участие 15 БВУ с капиталом не менее 45 млрд тенге. При этом банкам для решения своих основных проблем НБРК даёт 5 лет.
О том, каких результатов ожидает регулятор от реализации своей программы, КазТАГ попросил рассказать заместителя председателя Национального банка Казахстана Олега Смолякова.
— Олег Александрович, какого эффекта вы ожидаете от реализации программы?
— Эффекты могут быть разные. Например, рейтинговые агентства постоянно проводят рейтинговую оценку банков, и для них одним из факторов при пересмотре рейтингов выступают источники пополнения капитала. То есть если рейтингуемый банк является участником нашей программы, то это, во-первых, показывает, что он готов создавать провизии в полном объеме, во-вторых, что государство считает этот банк финансово жизнеспособным и готово предоставлять ему свои ресурсы на длительное время. Поэтому первым эффектом мы ожидаем, что будет соответствующая оценка рейтинговых агентств банков, которые примут участие в нашей программе.
Второй эффект – это аудиторские отчеты. Сейчас мы прошли период годового аудита. Следующий будет в апреле-мае следующего года. Я знаю, что под влиянием наших вербальных интервенций аудиторы более внимательно подходят к оценке ссудных портфелей БВУ. Поэтому, как только банки станут создавать более адекватный уровень провизий, то у аудиторов будет меньше вопросов к ним.
В целом мы рассчитываем на то, что в первые годы реализации программы те планы, которые мы согласовываем с банками, будут давать им больше возможностей для создания резервов. Но если через 5 лет банки-участники программы не смогут выполнить наших требований и будут допускать нарушение пруденциальных нормативов, все то, что мы считаем неспровизованным, соответственно, скорректируем за счет основного капитала банков.
Поэтому, несмотря на то, что мы даем банкам для решения своих основных проблем 5 лет, первые результаты мы можем получить уже как осенью этого года, так и в середине следующего.
— То есть в течение этих 5 лет ждать существенного увеличения кредитной активности банков не стоит?
— Я бы так не сказал. Во-первых, ту помощь, которую мы будем предоставлять, – это денежные ресурсы. Да, у нас будет ограничение, что на эти деньги должны будут сразу приобретены государственные ценные бумаги, но в программе у нас прописано, что через некоторое время банки могут часть этих ГЦБ реализовать на рынке и тем самым получить ликвидность. В результате у банков будет денежный ресурс на длительный период, поскольку программой предусмотрен возврат предоставленных регулятором средств в течение 15 лет. Эти средства они могут использовать для рефинансирования старых заемщиков и для выдачи новых кредитов.
Если говорить в целом, то выделяя средства БВУ, мы намерены достичь две цели: во-первых, это создание банками прибыли и предоставление дополнительной ликвидности. Предполагается, что за счет прибыли и вливаний акционеров будет происходить списание проблемных займов, а за счет предоставляемой ликвидности – финансирование реального сектора экономики.
— Но не получится ли так, что с учетом текущей жесткой денежно-кредитной политики Нацбанка, которая выражается в высоком уровне базовой ставки, выделяемые регуляторам средства пойдут не на финансирование реального сектора, а уйдут на скупку нот Национального банка?
- Хороший вопрос. Если мы хотим достичь увеличения кредитования экономики, то понятно, что в случае, когда выделяемые средства будут поступать на депозиты и идти в ноты Нацбанка, мы не достигнем конечной цели. Но с другой стороны, кредитовать проблемного заемщика, чтобы потом через полгода или год получить по нему дефолт, тоже не имеет смысла. Потом уровень ставок во многом зависит от кредитных рисков заемщика. Если есть заемщик, у которого они составляют 3-4% при ставке доходности ГЦБ, например, 10%, то заем под 13-14% – это нормальный уровень ставки кредитования.
Но проблема заключается в том, что у нас никто не готов брать займы больше чем под 6-7%, как по субсидированным программам "Даму". С этим надо работать. То есть мы говорим: для того, чтобы выстраивался механизм кредитования с учетом базовой ставки и кредитных рисков заемщиков, нужно снижать искажения, которые создаются на рынке из-за субсидированных программ.
— А Вы уверены в том, что после запуска программы Нацбанка БВУ начнут активно списывать проблемные займы?
— Это одно из базовых условий. То есть базовым условием для выделения средств банкам будет наличие плана, где четко расписано, как его акционеры, во-первых, будут участвовать в капитализации банка, во-вторых, создавать необходимый уровень провизий, и в-третьих, если недостаточен уровень провизий или капитала, как они намерены менять модель своего бизнеса, чтобы соответствовать пруденциальным нормативам. Без этого плана ни один банк не может рассчитывать на помощь со стороны Нацбанка.
Сергей Зелепухин
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарии.
ru Алматы запускает уникальную платформу для трудоустройства молодежи
ru Выдача разрешений на снос зданий и сооружений будет осуществляться по-новому
ru В Туркестанской области пресечена деятельность ОПГ, похитившей 1,9 млрд тенге
ru Антикоррупционная служба подвела итоги 2024 года
ru В Алматинской области изъято 7 тонн наркотиков
ru UBM Group построит в Казахстане 4 завода по производству комбикормов
ru Глобальный разработчик программного обеспечения Netcracker готовит в Казахстане кадры для
ru Генпрокуратура рассказала о ситуации по преступности по итогам 2024 года
ru Более 3,7 трлн тенге выплачено казахстанцам в виде пенсий из
ru АФМ по СКО завершено расследование уголовного дела, связанного с незаконным
ru Свыше 12 млн казахстанцев будут обеспечены газом в 2025 году
ru Полиция задержала транснациональную организованную преступную группу в Жетісу
ru В Алматы сносят очередной незаконный объект
ru По мерам прокуратуры города Тараз приостановлена незаконная деятельность образовательной организации
ru ОПМ «Перевозчик»: порядка 200 водителей наказаны в Павлодарской области
ru Соцучреждения страны закупали СЗПТ с надбавкой 500%
ru Более 413 тыс. человек оказана адресная социальная помощь в 2024
ru Казахстан направит наблюдателей на выборы Президента Республики Беларусь
ru Угонщик одумался и вернул похищенное авто на то же место
ru Что нужно для пересмотра нормы прогрева авто, ответил Минюст
ru МСХ РК внедряет систему учета сельхозтехники в единую цифровую платформу
ru Олжас Бектенов провел совещание по вопросу доступного жилья
ru Аида Балаева призвала интеллигенцию продвигать национальные ценности
ru Двоих астанчан осудили за организацию незаконной миграции
ru «ЛИДЕР XXI ВЕКА»: ЛЕГЕНДАРНАЯ ТЕЛЕИГРА ВОЗВРАЩАЕТСЯ НА ЭКРАНЫ
ru МВД: В Актау и Алматы ликвидированы каналы сбыта наркотиков
ru Более 1,1 млн услуг получили лица с инвалидностью через Портал
ru В Астане и Алматы запущен пилотный проект «Digital Nomad Residency»
ru Стартовал прием заявок для участия в республиканском конкурсе «Ұлттық кітап»