• USD/KZT
    0.0
  • EUR/KZT
    0.0
  • RUB/KZT
    0.0
  • CNY/KZT
    0.0

Проект LRT мог бы окупиться через 600 лет — эксперт

Фото:Liter.kz/Илья Астахов

Алматы. 18 мая. Центр информации - Если представить, что проезд на LRT будет 500 тенге, то инвестиции должны вернуться через 1,1 млрд поездок, передает Liter.kz.

Казахстанский финансист Рассул Рысмамбетов подсчитал окупаемость LRT. Он отметил, что компания City Transportation System (бывшая Astana LRT) заявила,  что сейчас выполнено 17% от строительства LRT на сумму 313,5 млн долларов.

«И до конца 2022 года решили достроить и нужно на это каких-то сущих 1,08 млрд долларов. Последние 7-10 лет левобережье Нур-Султана вообще отличается креативностью в придумывании проектов. ЭКСПО-2017, LRT, Туркестан. Даже не понимаю зачем офис креативных индустрий, если они уже давно работают», — написал он на своей странице в Facebook.

Так, если взять арифметику, то 313,5 млн долларов плюс 1,08 млрд равняется 1,393 млрд долларов. При сегодняшнем курсе — 429 тенге за доллар — это около 597,8 млрд тенге.

Проезд в автобусе Нур-Султана сегодня за наличный расчет 250 тенге. Население города – 1 млн жителей.

«Если представить, что проезд на LRT будет 500 тенге, то капитальные затраты вернутся после 1,1 млрд поездок. Много ли это? Если всех жителей Нур-Султана (включая школьников, пенсионеров и военнообязанных) обязать два раза в день совершать полноценно платную поездку на LRT, то получится всего 598 дней. Но это конечно же шутка и никто не сможет обещать LRT 2 млн пассажиров в день. Да и сможет ли система перевозить два миллиона пассажиров?» — спросил эксперт.

Он считает, что пассажиропоток составит от силы пять тысяч пассажиров в сутки (если возможности позволят), что превращает 598 дней в более чем 230 тысяч дней или более 600 лет.

При этом, если брать в расчеты 100 тысяч пассажиров ежедневно (10% от населения города), то это сразу же сокращает сроки окупаемости первоначальных капитальных затрат в 20 раз, до 32 лет.

К сожалению финансовую модель идеального бизнеса портит наличие таких мелочей как операционные расходы, капитальный ремонт, зарплаты машинистам, уборщикам и другому персоналу, добавил финансист.

«То есть это будет убыточный проект, на который государство будет тратить и тратить. К убыткам City Transportation Systems, добавятся убытки по LRT. Пусть LRT будет стоить в обслуживании 10 млн долларов в год», — уверен он.

По словам Рысмамбетова, в бизнесе есть термин «sunk cost», то есть утонувшие затраты, с которыми надо смириться и оставить проект в покое. Но есть дополнительное прочтение sunk cost — это затраты, которые утопят компанию, если продолжать их.

«Если честно, то легче просто отдать по 20-30 млн долларов ключевым десяти бенефициарам проекта и разрушить столбы, чем достроить его и мучать. В моей голове не укладывается финмодель, которая окупает 1,3 млрд долларов на LRT», — продолжил он.

Эксперт считает, что ключевые фигуры уже «заработали» на выкупе земли и поставках бетона.

Если все-таки пытаться вести проект, то восполнение по LRT теоретически можно возложить на всех казахстанцев, одномоментно подняв тарифы на перевозку всех видом транспорта, включая лифты в многоэтажках, предположил он.

Но если заглянуть в отчетность City Transportation Systems, то, по словам финансиста, можно отметить что даже без LRT на балансе, эта компания нуждается в финансовом оздоровлении и аудите.


Источник: Литер

ru Цифровизация процессов в газовой отрасли: как современные технологии делают подключение

ru Крупный строительный объект оштрафован в Алматы

ru Осужден начальник Жемского эксплуатационного локомотивного депо филиала «Батыс» ТОО «КТЖ-Грузовые

ru С 1 по 4 января отдохнут казахстанцы в Новом 2025

ru Казахстан укрепляет международное сотрудничество в сфере устойчивого туризма

ru В Кызылординской области адаптировали 1248 объектов для лиц с инвалидностью

ru 58 школ Казахстана оштрафовали за отсутствие лицензии на образовательную деятельность

ru Осужден руководитель городской Центральной таможенной лаборатории

ru В винограде «Шайн мускат» вредных организмов не выявлено

ru Национальный центр компетенций появится в Казахстане

ru В Жезказгане заблокированы 200 Telegram-каналов с рекламой наркотиков

ru Сенат вернул проект трехлетнего бюджета в Мажилис

ru Олжас Бектенов: Диверсификация экономики – одна из главных задач Правительства

ru Система распознавания лиц начала работать в двух мегаполисах Казахстана

ru Более 28 млрд тенге из возвращенных активов выделено на завершение

ru Медианный доход будут рассчитывать на основе Цифровой карты семьи

ru В Алматы создано более 50 тысяч рабочих мест

ru Прокуратура Карагандинской области выявила факт пропаганды наркотиков

ru Детские сады планируется лицензировать с 2027 года

ru 16 мешков ценного рачка изъяли в Павлодарской области

ru В казахстанских организациях образования внедрен ежедневный мониторинг качества питания

ru Казахстан запускает крупнейшую модернизацию транспортной сети

ru Физлица освобождены от обязательного декларирования доходов и имущества

ru В Казахстане отремонтировано 542 км тепловых сетей

ru Институт коневодства будет запущен в Казахстане в 2025 году

ru В правила госзакупок строительных работ внесли новые изменения по предписанию

ru Олжас Бектенов обсудил старт лесоклиматического проекта с представителем британской компаний

ru В Кызылординской области задержаны члены киберпреступной группы

ru Минздрав обновил функции национального оператора в области здравоохранения

ru В Алматы высажено 150 тысяч саженцев