Проект LRT мог бы окупиться через 600 лет — эксперт
18 Мая 2021
1102
Финансы
LRT,
проект,
окупаемость

Алматы. 18 мая. Центр информации - Если представить, что проезд на LRT будет 500 тенге, то инвестиции должны вернуться через 1,1 млрд поездок, передает Liter.kz.
Казахстанский финансист Рассул Рысмамбетов подсчитал окупаемость LRT. Он отметил, что компания City Transportation System (бывшая Astana LRT) заявила, что сейчас выполнено 17% от строительства LRT на сумму 313,5 млн долларов.
«И до конца 2022 года решили достроить и нужно на это каких-то сущих 1,08 млрд долларов. Последние 7-10 лет левобережье Нур-Султана вообще отличается креативностью в придумывании проектов. ЭКСПО-2017, LRT, Туркестан. Даже не понимаю зачем офис креативных индустрий, если они уже давно работают», — написал он на своей странице в Facebook.
Так, если взять арифметику, то 313,5 млн долларов плюс 1,08 млрд равняется 1,393 млрд долларов. При сегодняшнем курсе — 429 тенге за доллар — это около 597,8 млрд тенге.
Проезд в автобусе Нур-Султана сегодня за наличный расчет 250 тенге. Население города – 1 млн жителей.
«Если представить, что проезд на LRT будет 500 тенге, то капитальные затраты вернутся после 1,1 млрд поездок. Много ли это? Если всех жителей Нур-Султана (включая школьников, пенсионеров и военнообязанных) обязать два раза в день совершать полноценно платную поездку на LRT, то получится всего 598 дней. Но это конечно же шутка и никто не сможет обещать LRT 2 млн пассажиров в день. Да и сможет ли система перевозить два миллиона пассажиров?» — спросил эксперт.
Он считает, что пассажиропоток составит от силы пять тысяч пассажиров в сутки (если возможности позволят), что превращает 598 дней в более чем 230 тысяч дней или более 600 лет.
При этом, если брать в расчеты 100 тысяч пассажиров ежедневно (10% от населения города), то это сразу же сокращает сроки окупаемости первоначальных капитальных затрат в 20 раз, до 32 лет.
К сожалению финансовую модель идеального бизнеса портит наличие таких мелочей как операционные расходы, капитальный ремонт, зарплаты машинистам, уборщикам и другому персоналу, добавил финансист.
«То есть это будет убыточный проект, на который государство будет тратить и тратить. К убыткам City Transportation Systems, добавятся убытки по LRT. Пусть LRT будет стоить в обслуживании 10 млн долларов в год», — уверен он.
По словам Рысмамбетова, в бизнесе есть термин «sunk cost», то есть утонувшие затраты, с которыми надо смириться и оставить проект в покое. Но есть дополнительное прочтение sunk cost — это затраты, которые утопят компанию, если продолжать их.
«Если честно, то легче просто отдать по 20-30 млн долларов ключевым десяти бенефициарам проекта и разрушить столбы, чем достроить его и мучать. В моей голове не укладывается финмодель, которая окупает 1,3 млрд долларов на LRT», — продолжил он.
Эксперт считает, что ключевые фигуры уже «заработали» на выкупе земли и поставках бетона.
Если все-таки пытаться вести проект, то восполнение по LRT теоретически можно возложить на всех казахстанцев, одномоментно подняв тарифы на перевозку всех видом транспорта, включая лифты в многоэтажках, предположил он.
Но если заглянуть в отчетность City Transportation Systems, то, по словам финансиста, можно отметить что даже без LRT на балансе, эта компания нуждается в финансовом оздоровлении и аудите.
ru 20-летнего актаусца подозревают сразу в нескольких фактах мошенничества
ru Аким Алматы посетил мусороперерабатывающий завод в Китае
ru Иностранец осужден к лишению свободы за ввоз электронных сигарет в
ru Более 1 тыс. объектов адаптировано для лиц с инвалидностью в
ru Председатель Антикора встретился с Димашем Құдайбергеном
ru Требования по обеспечению промышленной безопасности будут усилены
ru Очередная шпионская техника изъята в Алматы
ru Антикор выявил ряд нарушений в сфере земельных отношений в Костанайской
ru Новые международные рейсы из Казахстана запустят в Грузию и Китай
ru Переговоры по расширению рынков сбыта казахстанской продукции прошли в Дубае
ru В области Жетісу заблокированы подозрительные переводы на 8,1 млн тенге
ru Создана специальная экономическая зона «Актобе»
ru Казахстанцы будут мгновенно получать выплаты за задержку авиарейсов
ru Подросток пытался сбежать от полиции за рулем авто в Жамбылской
ru Прокуратурой области Жетісу заблокированы мошеннические интернет-ресурсы
ru Олжас Бектенов поддержал подход по реинвестированию прибыли авиакомпании в развитие
ru Прохождение Школы родителей может стать обязательной при регистрации брака
ru Китайский опыт могут использовать при строительстве новых линий метро в
ru В ЗКО проводят мелиоративные мероприятия для предотвращения замора рыбы
ru Казахстанцы смогут путешествовать в Марокко без виз
ru Стартовал конкурс на предоставление грантов для НПО
ru Дорожные работы в Алматы начнутся раньше сроков
ru Алматы укрепляет сотрудничество с Китаем для повышения сейсмобезопасности
ru Прокуратура Алматы вернула недвижимость АЗТМ
ru Браконьерство пресекли на озере Балхаш в Карагандинской области
ru Даурен Ергарин назначен зав.отделом правоохранительной системы АП
ru Аким Алматы Ерболат Досаев ознакомился с деятельностью Пекинского центра городского
ru Более 49 млрд тенге получили многодетные семьи и награжденные матери
ru В Алматы виновным в применении пыток полицейским дали условные сроки
ru Безвизовое пребывание граждан Индии и Ирана в РК планируют упорядочить