Дроны помогают пресекать нарушения в Шымкенте
Закуп лекарств и Медизделий на 2026 год увеличен на 7,2%
Директор колледжа в ЗКО оформлял фиктивные стипендии
Сезонный рост заболеваемости ОРВИ и гриппом: какие меры безопасности граждан принимают в Астане
В Алматы пройдет чемпионат мира по тогызкумалак среди юношей и девушек
Проект LRT мог бы окупиться через 600 лет — эксперт
18 Мая 2021
1447
Финансы
LRT,
проект,
окупаемость
Фото:Liter.kz/Илья Астахов
Алматы. 18 мая. Центр информации - Если представить, что проезд на LRT будет 500 тенге, то инвестиции должны вернуться через 1,1 млрд поездок, передает Liter.kz.
Казахстанский финансист Рассул Рысмамбетов подсчитал окупаемость LRT. Он отметил, что компания City Transportation System (бывшая Astana LRT) заявила, что сейчас выполнено 17% от строительства LRT на сумму 313,5 млн долларов.
«И до конца 2022 года решили достроить и нужно на это каких-то сущих 1,08 млрд долларов. Последние 7-10 лет левобережье Нур-Султана вообще отличается креативностью в придумывании проектов. ЭКСПО-2017, LRT, Туркестан. Даже не понимаю зачем офис креативных индустрий, если они уже давно работают», — написал он на своей странице в Facebook.
Так, если взять арифметику, то 313,5 млн долларов плюс 1,08 млрд равняется 1,393 млрд долларов. При сегодняшнем курсе — 429 тенге за доллар — это около 597,8 млрд тенге.
Проезд в автобусе Нур-Султана сегодня за наличный расчет 250 тенге. Население города – 1 млн жителей.
«Если представить, что проезд на LRT будет 500 тенге, то капитальные затраты вернутся после 1,1 млрд поездок. Много ли это? Если всех жителей Нур-Султана (включая школьников, пенсионеров и военнообязанных) обязать два раза в день совершать полноценно платную поездку на LRT, то получится всего 598 дней. Но это конечно же шутка и никто не сможет обещать LRT 2 млн пассажиров в день. Да и сможет ли система перевозить два миллиона пассажиров?» — спросил эксперт.
Он считает, что пассажиропоток составит от силы пять тысяч пассажиров в сутки (если возможности позволят), что превращает 598 дней в более чем 230 тысяч дней или более 600 лет.
При этом, если брать в расчеты 100 тысяч пассажиров ежедневно (10% от населения города), то это сразу же сокращает сроки окупаемости первоначальных капитальных затрат в 20 раз, до 32 лет.
К сожалению финансовую модель идеального бизнеса портит наличие таких мелочей как операционные расходы, капитальный ремонт, зарплаты машинистам, уборщикам и другому персоналу, добавил финансист.
«То есть это будет убыточный проект, на который государство будет тратить и тратить. К убыткам City Transportation Systems, добавятся убытки по LRT. Пусть LRT будет стоить в обслуживании 10 млн долларов в год», — уверен он.
По словам Рысмамбетова, в бизнесе есть термин «sunk cost», то есть утонувшие затраты, с которыми надо смириться и оставить проект в покое. Но есть дополнительное прочтение sunk cost — это затраты, которые утопят компанию, если продолжать их.
«Если честно, то легче просто отдать по 20-30 млн долларов ключевым десяти бенефициарам проекта и разрушить столбы, чем достроить его и мучать. В моей голове не укладывается финмодель, которая окупает 1,3 млрд долларов на LRT», — продолжил он.
Эксперт считает, что ключевые фигуры уже «заработали» на выкупе земли и поставках бетона.
Если все-таки пытаться вести проект, то восполнение по LRT теоретически можно возложить на всех казахстанцев, одномоментно подняв тарифы на перевозку всех видом транспорта, включая лифты в многоэтажках, предположил он.
Но если заглянуть в отчетность City Transportation Systems, то, по словам финансиста, можно отметить что даже без LRT на балансе, эта компания нуждается в финансовом оздоровлении и аудите.
ru Дроны помогают пресекать нарушения в Шымкенте
ru В селе Турген Алматинской области активно развивается производство томатных соусов
ru Закуп лекарств и Медизделий на 2026 год увеличен на 7,2%
ru 26,7 тыс. человек получили дополнительную поддержку с применением скоринговой модели
ru В Алматинской области усиливается работа по обеспечению жильём социально уязвимых
ru Президент направил поздравительную телеграмму Султану Омана
ru «Астана Тазалық» представила цифровые решения на выставке «KazTraffic-2025»
ru Примерных водителей поощрили необычным способом в Карагандинской области
ru 5,3 млн долл. США выделит Евразийский банк развития на модернизацию
ru С начала года казахстанцам выплачено пенсий на сумму более 3,5
ru Казахстан расширяет экспорт животноводческой продукции
ru Директор колледжа в ЗКО оформлял фиктивные стипендии
ru Глава государства направил поздравительную телеграмму Князю Монако
ru Сезонный рост заболеваемости ОРВИ и гриппом: какие меры безопасности граждан
ru Более 14,4 тыс. иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность в Казахстане
ru Казахстан и Эстония обсудили создание завода по выпуску теплообменного оборудования
ru В Алматы пройдет чемпионат мира по тогызкумалак среди юношей и
ru Завод по производству извести запустили в Жамбылской области
ru Президент выразил соболезнования по поводу гибели людей в пожаре в
ru МВД расширяет использование дронов в обеспечении правопорядка
ru В Карагандинской области увеличивают площади зелёных насаждений
ru В Астане школьник создал робота, который собирает кубик Рубика за
ru Завод по переработке мяса птицы открыли в Жамбылской области
ru АФМ начато расследование в отношении блогера «Mellstroy»
ru Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «Об искусственном интеллекте»
ru В Астане на футбольный матч между сборными Казахстана и Бельгии
ru С начала года госинспекторами труда защищены права более 49,6 тыс.
ru Инвестиции в туризм Алматы выросли до 113 млрд тенге за
ru Около 3000 дорожных рабочих вышли на уборку снега с утра
ru Восточно-Казахстанская и Омская области подписали меморандум о сотрудничестве

+77772555856
Написать нам




